Наверх
Найти:

Саргатская культура

Дата:2012-07-04 14:32:50

В период раннего железного века в лесостепном и степной Прииртышье складывается саргатская культура. Название культуры было дано в 20-е гг. В.П. Левашовой по материалам курганного могильника Саргатское. [1]

Памятники саргатской культуры: курганные могильники Саргатское, Сидоровка, Исаковка I, Исаковка III, Богдановка, городище Ак-тау, и т.д.

В генезисе данной культуры участвовали как местные элементы, так и пришлые из Северного Казахстана, однако единого мнения относительно генезиса саргатской культуры нет. [2] Ряд исследователей считает, что в генезисе саргатской культуры участвовала целая группа культур: сузгунская, саргаринская, ирменская. [3] Однако какова доля каждой из культур, участвовавших в генезисе саргатской культуры, пока остается спорным вопросом. Так, А.Я. Труфанов считает, что на разных территориях складывания саргатской культуры в её генезисе приняли участие различные культуры. [4] По другой точке зрения, высказанной Н.П. Матвеевой, саргатская культура первоначально сложилась в Барабинской лесостепи. К началу V в. саргатское население постепенно распространялось на запад, ассимилируясь с местным населением. [5] Господствующей на данный момент точкой зрения является мнение, что саргатская культура складывалась повсеместно на всей территории его бытования.

В VII - V вв. до н.э. проходит этап формирования саргатской культуры. В V-III вв. до н.э. - саргатская культура постепенно складывается в значительное и сильное образование, которое к II в. до н.э. достигает порога государственности. [6] Вероятнее всего, что именно о саргатцах упоминает китайский географ Уй-Бейго в II - III вв н.э.

Поселения саргатцев в основном представлены городищами, расположены в удобных для обороны местах - на излучинах рек, на возвышающихся берегах рек и т.д. Городище, как правило, состояло из двух частей: собственно городище на мысу, укрепленное частоколом и рвом, отделенное от второй части - селища, которое распространялось иногда на довольно значительные расстояния от городища.

Система укреплений саргатских городищ настолько значительна и серьезная, что позволяет ряду исследователей делать заявления о воинственности этого населения. Раскопки саргатского городища Ак-Тау, в Северном Казахстане выявили целую крепость: расположенное на мысу городище было обнесено частоколом. С самой уязвимой стороны была создана система рвов и валов высотой 5-6 метров: по гребню шел наземный коридор и новый частокол, у подошвы вала шел ров. С внутренней стороны вала к нему примыкали жилые постройки, служившие в военное время бастионами. Очень плотная застройка городища, узкие ворота в крепость. Жилища на земляном полу, с одной-двумя очаговыми ямами в центре, сооружались земляные кладовки. [7]

Хозяйство саргатской культуры было, вероятнее всего, многоотраслевым, однако все больше авторов склоняются к тому, что господствующим было скотоводство, которое имело несколько вариантов и предопределялось прежде всего климатическими условиями и окружающей средой. Большая часть населения саргатской культуры вела оседлый образ жизни, занималось выгонным скотоводством, а зимой скот содержался либо на заготовленном ранее, либо на подножном корму. Некоторая часть населения постоянно перекочевывала со стадами, в период весны-осени находилась неподалеку от поселений. Южная часть саргатцев, ввиду отсутствия поселений и наличия большого числа могильников, относят к кочевникам. [8] О наличии земледелия у саргатского населения говорят металлические тесла, обнаруженные в погребениях воинов и интерпретируемые авторами как мотыги.

Значительная роль с хозяйствовании саргатской культуры отводится охоте. Основным орудием охоты являлся сложный лук с костяными накладками, стрелы с костяными и железными наконечниками. Дальность выстрела составляла до 250 метров. Основные объекты охоты - лось, косуля, кабан. Пушной промысел, по-видимому, у саргатцев был неразвит. [9]

Керамика саргатской культуры представляет собой слабо орнаментированные, довольно грубые горшки, изготовленные, вероятно, в домашних условиях. Наиболее многочисленным представляется керамический материал ручной лепки, сосуды, которые можно разделить на плоскодонные, круглодонные и с уплощенным дном. Обычно это небольшие изделия (0,8 - 1,5 л) с раздутыми округлыми стенками, с хорошо выделенным веником, простым или выгнутым. Верхняя часть сосуда, как правило, орнаментирована лунками, выпуклостями, насечками. Оттисками крупногребенчатого штампа и разными короткими линиями. Эти простые элементы образуют горизонтальные ряды, треугольники, зигзаги. Нередко встречаются глиняные блюдца, округлые или четырехугольные, изредка находят бронзовые котлы разных размеров. Производились сосуды в основном на гончарном круге, заимствованном, вероятнее всего, из Средней Азии, часть сосудов вывозился за пределы саргатской культуры. Среди сосудов саргатской культуры есть и сосуды с антропоморфными изображениями. Среди находок присутствуют бронзовые котлы, которым ряд авторов присваивает ритуальное значение.

Погребальные комплексы - курганы. Иногда курганы сосредоточены по группам (5-7, бывает до 15), которые расположены на открытой местности, вытянутые цепочкой, чаще всего вдоль Иртыша или крупных его притоков. Насыпи курганов земляные, средний их размер 5-8 метров в диаметре при высоте в 0, 5 м. Во многих случаях насыпи запаханы и плохо различимы. Встречаются и более значительные по размерам курганы - в12-15 метров в диаметре при высоте в 1 метр, а также крупные - 40-60 метров в диаметре при высоте 2,5 - 4 метра. Насыпи состоят из черной земли, часто сложены из кирпичиков дерна, которые выкладываются вокруг кургана по периметру погребальной площади. Вокруг кургана расположены 1-2 рва, полностью повторяющих форм сооружения.

В пределах пространства, огороженного стеной дерна, помещаются могилы: центральная и боковые. Иногда в кургане имеется только одна, центральная могила, но чаще всего, помимо центральной, в комплексе кургана располагается еще 5-6 могил, иногда больше. Различают могилы малых (30-60 х 80-150 см.), средних (70-220 х 150-350 см.) и больших (240-400 х 400-470 см.). Глубина их различна. Преобладают могилы глубиной 50-70 см, но бывают и могилы глубиной до 9 метров и более. Самыми глубокими захоронениями, как правило, являются центральные, но нередко и боковое погребение имеет большую глубину. [10]
В могилах содержатся захоронения по способу трупоположения: умерший на спине с вытянутыми вдоль туловища руками, кисти которых иногда положены в нижней части живота. Ориентировка умершего чаще всего на север и северо-запад, но в целом устойчивой ориентировки установлено не было. Вероятно, в нескольких случаях при погребении умершего использовались поминальные костры, остатки которых часто находятся в толщах насыпи. Стены могил часто укреплены деревянными срубами или хорошо подогнанными друг к другу расколотыми бревнами - влахами без особых признаков крепления углов. Многократно были найдены перекрытия из бревен и плах, как продольные, так и поперечные. Нередко для перекрытия используется береста. Стены со временем осыпались, сооружения постепенно приобретали свой современный облик. Чаще всего курганы к XX в. доходят уже не раз грабленые, как в древности, так и в XVII - XVIII вв. уже русскими крестьянами - бугровщиками.
Очень часто в могилах и насыпях курганов находят предметы вооружения - широкий набор как оборонительного, так и наступательного вооружения: роговые и железные панцирные пластины, костяные наконечники стрел, реже - бронзовые и железные, останки луков, металлические и роговые крюки, накладки. Известны железные кинжалы мечи, которые, вероятно, появляются после II в до н.э. В ряде погребений тяжелых конников найдены железные наконечники копий. Немногочисленны находки бронзовых наконечников топоров (кельтов) каменные пестики, бронзовые зеркала, а также бронзовые и костяные накладки, нашивки, пуговицы, застежки и другие предметы быта. К III в. до н.э на вооружении саргатских воинов было уже более семи видов металлических и костяных наконечников стрел.
Саргатцы сами редко организовывали походы, но вливались в различные дружины и вместе с ними доходили в различные области древних земледельческих цивилизаций.
Саргатцев относят и к далеким предкам венгров, и к предкам сибирских самодийских народов (селькупов, энцев, ненцев, нганасан). Скорее всего, население саргатцев было крайне неоднородным по этническому составу, оказывало широкое влияние на соседние народы, большинство из которых были кочевниками - скотоводам.
Список литературы
  1. Средняя полоса Азиатской части СССР в скифо-сарматское время. М., 1992 г., с 293
  2. Труфанов А.Я. К вопросу о происхождении саргатской культуры.// Археологичекие, этнографические и исторические источники по истории Сибири. Омск, 1986 г. - с. 55
  3. Средняя полоса Азиатской части СССР в скифо-сарматское время. М., 1992 г. с. 309-310
  4. Труфанов А.Я. Переходное время от бронзового века к железному в лесостепном Прииртышье.// Археология Западной Сибири. Омск, 1988 г. с 20
  5. Матвеев Н.П. Саргатская культура на Среднем Тоболе. Новосибирск, 1993 г. с. 23
  6. Матющенко В.И. Погребение воина саргатской культуры // Известия Сибирского отделения АН СССР. 1989 г. Вып. 1 с. 39
  7. Коников Б.А. Основы археологии Западной Сибири. Омск. 1997 - с. 49
  8. Чиндина Л.А. Об археологических культурах Приобья. // Культурно- генетические процессы в Западной Сибири. Томск, 1993 г. с. 33
  9. Чиндина Л.А. Об археологических культурах Приобья. // Культурно-генетические процессы в Западной Сибири. Томск, 1993 г. с. 35
  10. Погодин Л.И. К характеристике погребального обряда саргатской культуры. // Источники и историография. Омск. 1988 г. с. 28

Дизайн и разработка: Ачатов Александр | AV-Bass Studio©2012-2014

© Музей археологии и этнографии ОмГПУ