Наверх
Найти:

Богочановская культура

Дата:2012-07-04 14:37:44

С VII в. до н.э. на большей части Западной Сибири наступает эпоха раннего железного века. Первоначально использование железа происходило параллельно с бронзой, и этот период принято называть переходным. В V-IV вв. до н.э. появляется местное производство железа, однако изделия по качеству значительно уступали бронзовым. Лишь со II в. до н.э. можно говорить о широком внедрении железа в хозяйство и быт населения местного населения. [1]

Появление первых железных изделий у населения Западной Сибири и пути его проникновения до сих пор являются дискуссионными вопросами в археологической науке. С одной стороны, у народов Западной Сибири к началу второй трети I тыс. до н.э. сложились все предпосылки для перехода к новому металлу: нехватка составляющих бронзы, расширение металлургического производства, достаточный уровень технического развития, контакты с культурами, использующими железо. Кроме того, в Западной Сибири, покрытой сетью болот, имелись богатые залежи бурого железняка - носителя железа.

Климатически данный период характеризуется постепенным, но значительным похолоданием, приходит субатлантический климат, повышенная влажность. В этот период увеличивается территории, занятые лесами, распространяется сеть болот, озер.

В эпоху раннего железного века в таежном Прииртышье складывается богочановская культура, датируемая Е.М. Данченко VI-II вв. до н.э. [2]

Богочановская культура в своем генезисе включает 2 компонента: сузгунскую и красноозерскую культуры. Преемственность сохраняется как в керамическом материале, так и в использовании и обработке металлов. В существовании богочановской культуры исследователи выделяют два этапа: журавлевский этап (VI-IV вв. до н.э.) и богочановский этап (IV - II вв. до н.э.).

Основными памятниками богочановской культуры в таежном Прииртышье являются: Богочановское, Ямсыса VII, Аксеново II, Борки, Михайловское, Новоникольское III, Утьма, Затон, Копейкино, Серебрянка III, Кип III, Окунево V и др.

Керамический материла журавлевского типа, выделенного А.Я. Труфановым на городище Ямсыса VII у д. Журавлевский период, прежде всего, характеризует переходный период: Значительное влияние в орнаментации и профилировке от сузгунских и красноозерских традиций, и в то же время у керамики журавлевского типа уже наблюдаются богочановские черты. [3]

Вся керамика журавлевского типа лепная, изготовлена ленточным способом. Внешняя сторона обрабатывалась более тщательно. Сосуды с округлым, реже - плоским дном. Орнаментация сосудов журавлевского типа на основании данных городища Ямсыса VII была разделена на 2 типа:
  1. Сосуды с преобладанием ямочно-луночных узоров.
  2. Сосуды, орнаментированные гребенчато-ямочным штампом.
Самыми распространенными видами орнамента являются лунки, жемчужник, оттиски гребенчатого штампа.

Инвентарь журавлевского периода представлен оружием (железные наконечники стрел), предметы быта (железные ножи, шило, обломки литейных форм, глиняные пряслица, бронзовые котлы), украшения (бронзовые браслеты, бусы, бронзовые подвески) и культовые предметы (антропоморфные изображения).

Памятники богочановского типа практически не отличаются от памятников журавлевского типа в области планиграфии. Они также серьезно укреплены. Керамический материал богочановского типа также был выделен А.Я. Труфановым.

Керамика богочановского типа лепная, изготавливалась ленточным способом, как и керамика журавлевского типа. В отличии от керамики журавлевского типа керамика богочановского типа более тонкая, ей характерно меньшее разнообразие форм. Орнаментирована преимущественно верхняя часть сосуда. Основные элементы орнамента: лунки, жемчужник, гребенчатые узоры. Керамику сопровождает уже описанный ранее инвентарь, становящийся все более богатым. [4]

Хозяйство богочановской культуры было многоотраслевым, поскольку такой тип хозяйствования в условиях таежного Прииртышья наиболее полно отвечает экологическим особенностям. Разводили скот (лошадей, коров), занимались охотой (охотились на пушных зверей, лося, кабана, волка), собирательством и рыболовством (стерлядь, налим, язь и т.д.). В металлургии богочановское население заимствовало традиции как у своих предшественников - сузгунского и красноозерского населения, так и у современников - представителей кулайской культуры. Из бронзы отливались предметы быта, украшения, наконечники стрел и кельты. Железо также использовалось наряду с бронзой в изготовлении домашней утвари - ножей, шильев.

Погребальный обряд богочановской культуры пока находится на стадии всестороннего изучения, что связано с самой формой курганов - достаточно невысокая насыпь со временем не оставляет следов на поверхности. Погребальные памятники - курганы, находятся у края рек и озер. Насыпи курганов диаметром 6-9 м. и высотой до 0,75 м. содержат 1-2 погребения. Могильные ямы неглубокие, велика роль огня - обжигались как сами могилы, так и насыпи курганов. Умершим в последний путь клали наконечники стрел, украшения, железные предметы.

Судьба богочановского населения пока остается загадкой, на которую предстоит ответить в процессе исследования памятников.
Список литературы
  1. Средняя полоса Азиатской части СССР в скифо-сарматское время. М., 1992 г. с. 303
  2. Данченко Е.М. Южнотаежное Прииртышье в середине - второй половине I тыс. до н.э. Омск, 1996 - с. 81
  3. Данченко Е.М. Южнотаежное Прииртышье в середине - второй половине I тыс. до н.э. Омск, 1996 - с. 23
  4. Данченко Е.М. Южнотаежное Прииртышье в середине - второй половине I тыс. до н.э. Омск, 1996 с. 64

Дизайн и разработка: Ачатов Александр | AV-Bass Studio©2012-2014

© Музей археологии и этнографии ОмГПУ