Наверх
Найти:

Кулайская культура

Дата:2012-12-04 14:50:37

Кулайская культура сформировалась на территории Среднего и Нижнего Приобъя и распространилась вплоть до таежного правобережья р. Иртыш в V в. до н.э. - IV-V вв. н.э. Название данная культура получила по месту находки в 1922 г. "клада" - бронзовый котел и множество мелких бронзовых и серебряных изделий на г. Кулайка в Томской области. Территориальные рамки кулайской культуры включают Салехард на севере, правобережье р. Иртыш на западе, Г. Кемероко на юге и левобережье Енисея на востоке. Памятниками кулайской культуры являются Саровское городище, Малагетское VI, Большой Лог, Сперановское, Омская стоянка и др.

В этногенезе кулайской культуры участвовали еловская, молчановская культуры и носители ямочно-гребенчатой керамики. [1] В период существования кулайской культуры существовали 2 этапа:

  1. Васюганский этап (V-II вв. до н.э.). - время складывания и развития культуры, прежде всего в Сургуто - Нарымских районах, частично в северных районах Томского Приобья, а также правобережья Иртыша.
  2. Саровский этап (II в. до н.э.-V в. н.э.) - этап характеризуется миграцией кулайцев и ярким расцветом их культуры. [2]
Хозяйство кулайцев представляло собой смесь присваивающего и производящего типов хозяйствования. Население кулайской культуры занималось скотоводством, разводили преимущественно лошадей, причем особого, "сибирского" типа: низкорослую, крупноголовую породу, с широкими копытами, хорошо приспособленную для сибирской зимы. Помимо скотоводства население кулайской культуры занималось охотой, рыболовством (щука, окунь, язь, налим, карась, нельма, мускун. стерлядь) и собирательством, о чем свидетельствуют археологические источники. В рыболовстве господствовал сетевой способ рыбы, что подтверждается наличием на памятниках глиняных грузил. На крупную рыбу применялся гарпунный способ ловли - костяные и металлические наконечники гарпуна были найдены на кулайских памятниках. Часть памятников кулайского времени - сезонные рыболовецкие стоянки, переполненные ихтиологическим материалом.

Охота была также широко распространена, о чем свидетельствуют найденные на памятниках кулайской культуры кости пушных и копытных зверей. Основным орудием охоты являлся крупный сложный лук, использовавшийся прежде всего на копытных животных - лося, оленя, косули. На пушного зверя охота велась при помощи малых луков, стрелы которых снабжались затупленными костяными наконечниками. Выделена своеобразная закономерность в развитии хозяйства. Если на раннем этапе хозяйствования господствовало присваивающее хозяйство - рыбная ловля, охота, собирательство, то к середине саровского этапа значительное место в экономике кулайской культуры занимало скотоводство.

Характерным для фортификационных сооружений кулайского населения является раскопанное Л.А. Чиндиной Саровское городище. Второй период в кулайской культуре, связанный с миграциями, обозначился появление мощных оборонительных укреплений. Кулайцы предпочитали селиться в удобных для обороны местах - на мысах, по берегам притоков крупных рек. Укрепления возводились, как правило, с наиболее уязвимой напольной стороны. Стандартными укреплениями являлись земляной вал и ров. Земляные укрепления имели проходы, в этот же время распространяется традиция делить внутреннюю часть городища еще одним валом и рвом. В позднекулайское время появляются башнеобразные выступы, расположенные на валах, предвратные сооружения. На саровском же городище внешний ров был покрыт деревянными пластинами, и, по предположению Л.А. Чиндиной, служил каналом для въезда в город на лодках. [3]

Металлургия кулайской культуры представлена прежде всего бронзолитейным производством. На васюганском этапе бронзолитейное производство уже носило достаточно развитый характер. Практически на каждом памятнике исследователи отмечают наличие значительного процента бронзовых изделий. Кроме того, широко представлены инструменты для литья бронзы - тигли, сопла, литейные формы и т.д. Плавка бронзы производилась в открытых горнах, на песчаных подушках. Топливом, по всей видимости, служил песчаный уголь. В металл добавляли дробленую кость. Железо получали как в горнах, так и в горшках. Кулайское население владело различными технологическими операциями, связанными с железом: свободной ковкой, рубкой, резкой. отжатием, аппликацией, вытягиванием и т.д. Из железа изготавливали как орудия быта (ножи, топоры, тесла), так и оружие (наконечники стрел, копий, защитные пластины).

Керамический материал кулайской культуры представлен тонкостенными чашами и горшками с характерным орнаментом: "уточкой", "змейкой", оттисками гребенчатого штампа, а также аккуратно нанесенными ямками. Характерным признаком кулайской посуды также является внутренний корнизик у большинства сосудов и заглаженность внутренней и внешней поверхности пучком травы.

Наиболее слабо изучен погребальный обряд кулайской культуры. Известно, что население кулайской культуры хоронило своих умерших в грунтовых могилах, по обряду трупоположения. Умерших, как правило. Укладывали в деревянные ящики, дно которых застилалось берестой. В некоторых случаях тело было обернуто берестой. Ориентация могил не является устойчивой - известны погребения с ориентацией головой на северо-запад, северо-восток, восток. В могилах обнаружен и сопроводительный инвентарь - глиняные сосуды и чаши, бусы, бронзовые украшения и предметы быта. Вполне вероятно, что кулайцы приносили человеческие жертвы, о чем свидетельствует находка Сперановском городище культового места с человеческим черепом, в затылочной части которого находится отверстие.

Исследование кулайской культуры продолжается. Однако уже сейчас столь значительное образование, как кулайская культура, исследователи для удобства изучения делят на более мелкие единицы - кулайские общности Омского Прииртышья, Новосибирского Приобья, Томского Приобья.
  1. Коников Б.А. Основы археологии Западной Сибири. Омск, 1997 г. с. 55
  2. Чиндина Л.А. Древняя история Среднего Приобья в эпоху железа. Кулайская культура. Томск, 1984 г. с. 173
  3. Чиндина Л.А. Древняя история Среднего Приобья в эпоху железа. Кулайская культура. Томск, 1984 г. с. 192

Дизайн и разработка: Ачатов Александр | AV-Bass Studio©2012-2014

© Музей археологии и этнографии ОмГПУ