Наверх
Найти:

Усть-Ишимская культура

Дата:2012-12-04 15:21:48

Приблизительно в X-XIIвв. Западная Сибирь вступает в эпоху развитого средневековья. В этот период развивается экономика, торговля, однако хозяйство аборигенов Западной Сибири продолжает оставаться многоотраслевым. В X-XIII в. на территории Среднего Прииртышья и прилегающих территорий распространяется усть-ишимская культура.

Первым к вопросу о выделении нового этапа в X-XII вв. в Среднем Прииртышье обратился В.А. Могильников. На основании проведенной В.А. Могильниковым археологической разведки на севере Омской области им был выделен аксеновский вариант нижнеобской культуры в таежном Прииртышье. [1] Однако уже к началу 1980-х гг. школьниками окрестных деревень был практически полностью уничтожен памятник Аксеново, большая часть находок была безвозвратно утеряна.

Раскопки группы курганов у с. Усть-Ишим, начатые в 1979-1980 гг., привели к первым результатам по исследованию истории Среднего Прииртышья в X-XII вв. После раскопок Усть-Ишимских курганов, в которых обнаружен целый комплекс датирующих находок, хронологические рамки существования усть-ишимской культуры подтвердились - приблизительно X-XII в. [2] Аналогии датирующих находок были найдены на Алтае, в Южной Сибири.

В последствии были обнаружены еще ряд памятников усть-ишимской культуры: Малая Тебедня, Малая Бича, Ильчибага I (Усть-Ишимский район), Кип, Александровка (Тевризский район), Имшегал (Тарский район), Аргаиз (Знаменский район), Кипо-Кулары (Тевризский район). Первоначально при изучении перечисленных памятников и выделении их в единую культуру возникало ряд сложностей:

  1. Слабая изученность памятников X-XIII вв. на сопредельных с Прииртышьем территориях.
  2. Отсутствие четкого общепринятого определения археологической культуры и её критериев.

Тем не менее. Раскопки 80-начала 90-х гг. позволили говорить о существовании в Среднем Прииртышье новой самобытной культуры с многоотраслевой и развитой экономикой. Хозяйство населения усть-ишимской культуры было, как уже отмечалось комплексным, при преобладании скотоводства. К XIII в. н.э. скотоводство у усть-ишимцев заняло доминирующее значение. В этом отношении безусловно доминирующим животным, останки которого присутствуют на всех памятниках усть-ишимцев, был конь. Также разводили крупный и мелкий рогатый скот, кости которого, однако, обнаружены на поселениях в значительно меньшем масштабе. По сравнению с более ранней потчевашской культурой возросла численность стада. В зимнее время лошадей "сибирской" породы содержали в загонах, кормили заготовленным сеном. На втором месте по численности у усть-ишимцев находился мелкий рогатый скот, овца постепенно становится все более распространенной на памятниках усть-ишимской культуры. [3]

Развитым у населения усть-ишимской культуры было и рыболовство. Ведущим был сетевой способ лова, о чем свидетельствуют найденные на памятниках грузила для сетей. О наличии индивидуальных способов лова говорят находки рыболовных крючков. Распространено было как пассивное, так и активное рыболовство. Охота в усть-ишимский период занимала меньше места, чем в предыдущее время. Однако продолжалась охота на лося, косулю, медведя, лису, соболя, куницу, выдру, бобра, росомаху. Основным орудием охоты наряду с различными видами ловушек оставался сложный лук. О наличии земледелия также существуют археологические свидетельства: железные и роговые мотыги.

Значительную долю хозяйствования жителей усть-ишимской культуры составляло домашнее ремесло. Значительных успехов достигло косторезное производство. Изделия из кости по численности превосходили изделия из прочих материалов. Использовалась как кость лошади. Так и кости диких животных, а также ископаемыми костями - бивнями мамонта. Из кости продолжали делать наконечники стрел, пряслица, проколки, гребни, пряжки и т.д. Частыми находками на памятниках усть-ишимцев являются астрагалы - кости, специально обработанные для игры в "бабки". На астрагалах обнаруживают насечки, отверстия.

Деревообрабатывающее производство усть-ишимской культуры изучено по остаткам жилищ, погребальных конструкций, наборам вещей. Использовались практически все породы древесины. Широкое распространение получила в этот период береста, широко использовались как бревна, так и плахи.

Несмотря на господство металла, все еще значительная роль отводилась камнеобрабатывающему производству. Каменное сырье привозили из южных земель. В частности минерал сидерит служил для получения металла. Из песчаника вырезались грузила для сетей, изготовлялись бруски для доводки костяных изделий. [4] Среди фрагментов культуры усть-ишимского населения сохранился и такой хрупкий материал, как кожа. Кожевенное производство заключалось в изготовлении упряжей лошади, кожаных сумок, футляров, браслетов и частей костюма. Значительная часть кожевенного производства представляла собой фрагменты защитных доспехов воинов.

Металлическое производство также представлено как бронзолитейным, так и железоделательным производством. Бронзолитейное производство у жителей усть-ишимской культуры, по оценкам специалистов, достигло действительно значительных успехов. Продолжала использоваться как классическая, так и серебряная бронза. Ассортимент изделий из бронзы в этот период значительно шире, чем изделий из железа. Из бронзы изготавливали как украшения (зооантропоморфные подвески, височные кольца, бусы, заколки и т.д.), так и предметы быта (пуговицы, котлы, мелкие тарелки, застежки для ремней). Металл в виде слитков и уже готовых изделий поступал в Западную Сибирь извне, здесь переплавлялся или так в виде изделий и сохранялся. Бронзолитейное производство было распространено практически на всей территории расселения усть-ишимцев, однако существовали и свои металлургические центры.

Железоделательное производство в данный период приобретает массовый характер, расширяется набор вещей, изготавливаемых из железа, в основном за счет новых видов оружия и защитных доспехов. Получали железо как из болотной руды, так и из сидерита. Помимо железных ножей, наконечников стрел, рыболовных крюков, мечей и защитных пластин из железа изготавливают и прежде неизвестные изделия: кресала, кольчуги, боевые топоры, сложные доспехи, клинки и кинжалы. Обычным способом производства становится многослойная сварка, слоеное изготовление изделий. [5] Плавка осуществляется как в печах-домнах, так и в глиняных горшках. Однако железо из домен было значительно более качественным. Помимо домашнего производства существовали также значительные металлургические центры, специализировавшиеся на изготовлении качественных железных изделий (преимущественно вооружения). [6]

Война в период развитого средневековья становилась все более важной отраслью. Экипировка воина-всадника составляла железный палаш или саблю, сложный, с костяными и металлическими деталями, лук с более чем 15-ю видами металлических наконечников стрел. Панцири, в зависимости от достатка воина, могли быть как металлическими, так и костяными. Широкое распространение получили боевые топоры, металлические кольчуги. [7]

Керамический материал усть-ишимской культуры разделен Б.А. Кониковым на 3 типа:

  1. Горшковидные сосуды - низкое и широкое горло, слабопрофелированы, с приплюснутым туловом, Плечики средней высоты, слабовыпуклые, дно узкое. В украшении посуды - около 10 элементов.
  2. Низкие чашевидные сосуды - узкое горло, приплюснутое тулово, средних размеров дно, их плечики слабо выпуклые. В украшении сосудов используются четыре элемента: ямки, жемчужины, гребенка и нарезки. В глине наличествует примесь шамота.
  3. Ладьевидные сосуды - орнаментация и структура теста - как и у чашевидных сосудов. [8]

В ходе дальнейших изысканий была выявлена и предположительная территория расселения. На севере граница усть-ишимской культуры проходит по широте р. Демьянка (правый приток Иртыша). Восточная граница - водораздел Иртыша и Оби. На юге - граница пролегает по лесостепному и степному Прииртышью. Западная граница - не далее чем среднее течение р. Тобол.

Погребальный обряд усть-ишимцев представлял собой курганный способ захоронения, сложный ритуальный комплекс действий (поломка посуды, разжигание костров, укладка на материковую поверхность и т.д.), широкое использование берестяных полотнищ, бревен, жердей, досок и плах. Дно могилы перестилалось плахами, а захоронение перекрывались берестой, досками и бревнами. Поза погребенных в большинстве случаев стандартна: на спине в вытянутом положении, руки вдоль туловища, головой на СЗ. Захоронения в основном одиночные. Погребений с животными не обнаружено. [9] Значимая часть в погребальном обряде принадлежала огню - обжигали как насыпи, так и могилы собственно. Известны как одиночные, та и парные могилы, на могилах усопших обнаружены останки тризны. Умерших также снабжали инвентарем: состав и богатство инвентаря зависело, по всей видимости, от социального положения умершего. Мужские погребения сопровождали предметы вооружения, ножи, наконечники стрел, панцири и кольчуги, сложные луки.

Женские захоронения содержали бронзовые украшения (подвески, серьги, височные кольца и т.д.), железные ножи, стеклянные бусы и бисер, подвески с драгоценными камнями. Вещи в могилы часто клались, подвергаясь предварительному "умерщвлению" - специальной поломке, сгибу или пробиванию. Уже исследован ряд погребений, отнесенных авторами раскопок к культовым - погребения шаманов. В шаманских погребениях найдено значительное количество антропо и зооморфных изображений, различных изделий из кости, бронзы и кожи. Приблизительно в середине XIII в. н.э. усть-ишимское население, столкнулось с кочевыми племенами татаро-монгол, и частью было ассимилировано ими, а частью уничтожено. Некоторая часть усть-ишимского населения, отошедшая в северные таежные территории, участвовала в этногенезе хантов

  1. Могильников В.А. Археологическая разведка на севере Омской области.// КСИА АН СССР, 1973 г. вып. 136
  2. Коников Б.А. Таежное Прииртышье в X-XIII в. Омск, 1993 г.
  3. Коников Б.А. Таежное Прииртышье в X - XIII вв. н.э. Омск, 1993 г. с 163
  4. Коников Б.А. Усть-Ишимские курганы и некоторые вопросы раннесредневековой истории таежного Прииртышья// Западная Сибирь в эпоху средневековья. Томск, 1984 г. с. 52
  5. Зиняков Н.М. Эволюция кузнечной техники в Среднем Прииртышье (III в. до н.э.-XIII вв. н.э.) // Актуальные проблемы методики западноевропейской археологии. Новосибирск, 1989 с. 113-114
  6. Терехова Л.М., Широков В.Н. Глиняная культовая пластика Рачевского археологического комплекса//Проблемы урало-сибирской археологии. Свердловск, 1986 . с. 49
  7. Соловьев А.И. Военное дело коренного населения Западной Сибири. Эпоха средневековья. Новосибирск, 1987, с. 144.
  8. Коников Б.А. Таежное Прииртышье в X-XIII вв. Омск, 1993 с. 65
  9. Коников Б.А. Курганная группа X-XII в. н.э. у с. Усть - Ишим Омской области.// Археологические памятники лесостепной полосы Западной Сибири, Новосибирск, 1983 г.

Дизайн и разработка: Ачатов Александр | AV-Bass Studio©2012-2014

© Музей археологии и этнографии ОмГПУ