Наверх
Найти:

Позднее средневековье

Дата:2013-02-25 15:27:27

Вторжение на территорию Западной Сибири племен татаро-монгол и других групп тюркского населения остается до сих пор одной из наименее изученных тем в истории Западной Сибири. Имело ли место постепенное проникновение и ассимиляция кочевниками местного населения (инфильтрация) или же вторжение носило воинственный, захватнический характер, остается вопросом дискуссионным. Существует также мнение, что вторжение носило инфильтрационный характер и в результате постепенного наступления татаро-монгол на местные племена привело к усложнению этнических процессов, смешав угорскую, самодийскую, тюркскую и монголо-татарскую этническую группы народов. [1] Изменения же, сопутствующие этому процессу, были значительными: расширился ареал распространения земледелия, происходит окончательная торговая ориентация на юго-запад, возникают первые государственные образования, завершается процесс этногенеза. [2]

Немногочисленный ряд памятников на данный момент относится археологами к этапу проникновения монголо-татар в XIII в. в Западную Сибирь: Кип, Вознесенское, верхние слои городища Большой Лог и ряд фрагментарных находок. К концу XIV в. в результате распада Золотой Орды на территории Западной Сибири возникают первые раннефеодальные государственные образования. На территории Западной Сибири таковым явилось Тюменское, а затем Сибирское ханство со столицами в Чимга-Туре (Тюмень) и Искере соответственно. К этому периоду относятся упоминания письменных источников. Однако археологически памятники данной эпохи, как уже отмечалось, изучены слабо, хотя к периоду XV-XVII вв. относится свыше 100 памятников.

Поселения, на которых обнаружены следы присутствия тюркоязычных народов, располагались на узких мысах. Оборона состояла из системы рвов-валов, укрепленных частоколом. Жилища строились из дерева, пол был глиняным и обожженным, в центре жилища располагался открытый очаг, рядом - хозяйственная яма. Крыши домов поддерживались опорными столбами, сверху засыпались землей. Ряд новосибирских исследователей выделили три типа жилищ этого периода, основываясь на раскопках тюркских памятников Барабинской лесостепи:

  1. Конусообразные сооружения с центральными опорными и боковыми, наклоненными к центру, столбами. Эти жилища напоминают чум.
  2. Жилища в виде усеченной пирамиды с большой жилой площадью.
  3. Прямоугольные наземные жилища с длинным коридорообразным выходом.

Третий тип жилищ, по наблюдениям авторов раскопок, является наиболее распространенным. [3] Тем не менее, материалы поселений тюркского периода в истории Омского Прииртышья пока остаются менее изученными. Значительную часть сооружений тюркских поселений составляли фортификационные сооружения.

В 1987-1988 гг. новосибирский исследователь Соболев В.И. поставил вопрос о существовании во времена распространения тюркского населения в Барабинской лесостепи городских центров. К их числу им был отнесен памятник Вознесенское городище, известный из письменных источников как Тон-Тура. Город имел значительную площадь (около 25 га), в культурном слое обнаружены свидетельства существования памятника как крупного административного центра: арабские монеты, металлоделательные, гончарные, косторезные мастерские. Значительную часть находок составляют привозные материалы. Выделены и останки фортификационных сооружений - тройной ряд валов и рвов. [4]

Хозяйство сибирских татар реконструировано на основе как археологических, так и письменных источников. Решающая роль в хозяйстве татар принадлежала скотоводству. Скотоводство носило полукочевой характер, преобладали в стадах крупный рогатый скот и лошади. С наступлением весны скотоводы двигались на юг где снег стаивал быстрее, к середине лета снег стаивал и на севера, а на юге трава начинала выгорать, и стада начинали откачевывать на север. [5]

Менее значительную роль играли охота, рыболовство, бортничество, собирательство. В могилах найдены зерна ячменя, на памятниках обнаружены кости диких животных. Керамический материал тюркского населения достаточно обширен и для удобства изучения был разделен на четыре основных типа:

  1. Остродонные яйцевидные сосуды крупных размеров, стенки которых практически всегда полностью покрыты орнаментом: полулунными и треугольными ямками.
  2. Круглодонные сосуды, покрытые орнаментом только в верхней половине сосуда.
  3. Плоскодонные сосуды горшковидной и баночной форм, с орнаментом из горизонтальных рядов ямок.
  4. Чашевидные сосуды с округлым приплюснутым дном. [6]

Однако в отношении первого из выделенных типов сосудов нет единого мнения - ряд авторов относят его к потомкам саргатской культуры раннего железного века. Тем не менее, в результате термолюминисцентной датировки керамических фрагментов данного типа было доказано, что они относятся к средине II тыс. н.э.

Значительное место в жизни тюрок играла война. Война к этому времени становится не только необходимостью, но и профессией для целых категорий людей. Каждое мужское погребение сопровождалось предметами вооружений: оружием дальнего и ближнего боя (сложные большие и малые луки, сабли, ножи, палаши) и защитного вооружения (панцири, шлемы). На многих тюркских памятниках обнаружены типичные монголо-татарские стрелы с широким плоским пером, ставшие одним из доказательств проникновения монголо-татар в Западную Сибирь. [7]

Погребальный обряд тюркоязычного населения изучен достаточно хорошо. Наиболее показательным памятником тюркоязычного населения в Омском Прииртышье является курганный могильник Окунево. Хоронили по обряду трупоположения, в грунтовых могилах под насыпями, имевшими под собой до пяти могил. Ориентировка тел умерших, за небольшим исключением, была головой на север. В качестве сопроводительного инвентаря использовались западноевропейские счетные жетоны, серебряные копейки рубежа XVI-XVII вв. которые находились обычно в области шейных позвонков (предположительно, имел место обряд, сходный с обрядом античных греков класть монету умершему в рот ). Мужские погребения содержали также предметы вооружения, женские сопровождались украшениями, нанизанными на стержень разноцветными бусами, раковинами каури, бронзовыми ромбическими решетками.

С XVII в. на территорию Западной Сибири начинает проникать русское население, которое также оставляет за собой археологические памятники. Однако археология XVII-XIX вв. еще не получила широкого распространения, ею до недавнего времени занимались лишь отдельные исследователи. Приблизительно с середины 80-х гг. раскрывается новая волна интереса к истории коренных народов Сибири, в том числе и к периоду XVII-XIX вв. Изучаются памятники, исследуются как останки русской культуры, так и местное население. На этом этапе все большее значение приобретают исследования на стыке археологии и этнографии, социологии и других дисциплин.

  1. Бояршинова З.П. Население Западной Сибири до начала русской колонизации. Томск, 1960 г. с. 84 - 85
  2. Коников Б.А. Основы средневековой археологии Западной Сибири. Омск, 1992 г. с. 70
  3. Молодин В.И. Соболев В.И. Соловьев А.И. Бараба в эпоху позднего средневековья. Новосибирск, 1990 г. с. 112-114
  4. Соболев В.И. Вознесенское городище - памятник середины II тыс. н.э. // Древние культуры Алтая и Западной Сибири. Новосибирск, 1978 г. с.189
  5. Бояршинова З.П. Население Западной Сибири до начала русской колонизации. Томск, 1960 г. с. 110
  6. Соболев В.И. История Сибирских ханств (по археологическим материалам). Новосибирск, 1994 г. с 23
  7. Соболев В.И. История Сибирских ханств (по археологическим материалам). Новосибирск, 1994 г. с 25

Дизайн и разработка: Ачатов Александр | AV-Bass Studio©2012-2014

© Музей археологии и этнографии ОмГПУ